Обсуждаем первый римский клуб - S.S. Lazio (Rome, Italy) "18 anni di Lazio: hai dato tanto, hai ricevuto tutto, e nonostante da parte tua nessun saluto, lo facciamo noi: CIAO".
"18 лет в Лацио: ты многое отдал, все получил, и хотя с твоей стороны не было никакого прощания, мы сделаем это за тебя: ЧАО".
Я думаю, вы поняли, кому посвящен этот плакат.
"Un cantante de Campobasso, una spogliarellista de Fiano, un presidente marchigiano e poi dici d`esse romano?".
"Певец из Кампобассо, стриптизерша из Фьяно (Сабрина Ферилли), президент из Марке, и после этого вы называете себя римлянами?!".
"Il RAZZISMO ci fa schifo...FORZA LAZIO e il nostro tifo".
"Расизм нам противен:.Forza Lazio - это то, за что мы болеем".
Это, чтобы не думали, что лациали вывешивают только расистские плакаты.
"Finche c`e LAZIO c`e SPERANZA".
"Пока есть Лацио, есть надежда".
"Me batte er core".
"Бьется мое сердце".
Это надпись со стендардо, все равно красиво и написано на римском диалекте.
Пение играет важную роль в поддержке своей команды, его можно услышать даже тогда, когда смотришь игру по ТВ. Существует много текстов хоровых песен (testi dei cori), причем ультрас берут понравившиеся тексты друг у друга. Так мой любимый коро A modo mio поют не только лациали, но и вичентини, пескарези, дженоани, реджани, комаски. Гимн Курвы Норд Лацио Non mollare mai не оригинален, он импортирован с курвы ультрас Кьети, друзей лациали.
Пример песни:
A modo mio Мой путь
Lo sai... Ты знаешь:
Dicono che... Говорят что:
L`amor per te... Любовь к тебе:
Mi fa teppista... Делает меня хулиганом:
Faro in modo che... Я буду действовать так:
La faccia mia Чтобы меня больше
non sia piu vista... не было видно:
Andro dove il mio cuor. Я пойду туда, куда сердце
mi portera...senza paura... меня позовет:.без страха:
Faro quel che potro Я буду делать все, что смогу
per la mia Lazio.... для моего Лацио:
Stayer,
Фанатские войны. Рим: вечные разборки Вечного города
Ультрас "Лацио" устроили дымовую завесу
Рим – один из красивейших городов мира. Толпы туристов ежегодно осаждают развалины Колизея и Пьяцца Навона, Фонтан Треви и Площадь Испании. Привыкшие к наплыву гостей римляне гостеприимны, но в то же время очень патриотичны. "Рома" и "Лацио" – две римские команды, страсти во время поединков между которыми кипят нешуточные. Патриотизм тифози проявляется в том, что жители одного из крупнейших европейских мегаполисов болеют за команду, называющуюся именем их города, а обитатели пригородов Рима – за клуб, носящий название их области.
Зачатки группировок ультрас появились у "Лацио" на рубеже 60-70-х годов. В 1969 году родилось движение "Афисионадос", в 1971-м – "Коммандос Монтеверде Лацио" и "Ла Кошьенца делла Лацио", в 1974-м – "Коммандос Аквиле ан Базилио Таленти", "Виджиланте" и "Ультрас", в 1976-м – "Группи Ассочьяти Бьянкадзурри", в 1977-м – "Иглз Суппотерз", в 1979-м - "Викинг", в 1987-м – "Ирридучибили", в 1994-м – "Ветерани", в 2000-м – "Банда Ноантри". Между группами есть определенные противоречия и конкуренция. Так, "Ирридучибили" выезжают на матчи исключительно поездами, а "Иглз" – на автобусах. Первый выход в свет "Ирридучибили" состоялся 18 октября 1987 года. С тех пор она является мощнейшим объединением поклонников "Лацио". В отличие от многих фанатских образований в Италии она едина. В ней нет разделения на маленькие группы, как у многих объединений фанатов Италии. Интересно, что во время выездных поединков "Лацио" часто происходят столкновения между членами разных групп поддержки этого клуба – "Ирридучибили" и "Иглз" – уникальный для европейского футбола случай.
Перемирие традиционно наступает только во время дерби. В дни этих главных матчей сезона "Ирридучибили" вывешивают баннер: "Игра украшает болельщиков. Солидарность делает болельщиков сильными". "Ирридучибили" прославились плакатом, посвященным памяти серба Аркана (о нем вы можете прочитать в предыдущем материале серии "Фанатские войны. Белград"). Кроме того, поклонники "Лацио" часто обыгрывают символы "Лацио" и "Ромы": Орел – символ "Лацио" – гордый, одинокий, благородный недостижимый властелин небес, оттуда он все и контролирует. Его враг – Волк – символ "Ромы" – коварный, передвигающийся исключительно в стае, часто под покровом ночи бросается на свою добычу и ничем не правит, кроме крохотного клочка земли. Как правило, ультрас "Лацио" приверженцы правых политических взглядов, в то время, как их оппоненты тяготеют к левым. "Бьянкадзурро" – цвета, которые мы любим, "бьянкадзурро" всегда для нас, в Италии, в Европе, в мире, вперед, "Лацио", побеждай для нас" – заводит многотысячный хор "Ирридучибили". "Мы – бело-голубые, мы бело-голубые, мы любим "Лацио", а "Рому" ненавидим, мы – бело-голубые" – вторит им "Банда Ноантри". "Голубой – это цвет, футбол – это игра, "Лацио", ты никогда не будешь один!" – заводят на английском языке "Иглз", культивирующие английский стиль поддержки своих любимцев.
Фанаты "Ромы" обожают баннера
В 1972 году была основана группировка тифози "Ромы" "Федаин". Ее основателем и первым лидером был Роберто Рулли, скончавшийся в начале 1990-х. В память о нем в 1999 году из "Федаина" даже выделялась "Бригата Роберто Рулли". В символике "Федаина" преобладают антилациалевские настроения, а также изображения арабских террористов. Так, среди членов группы популярен значок, на котором изображен воинственный "федаинист" в одежде фирмы "Лонсдейл", изгоняющий со стадиона собаку в шарфе "Лацио". Надпись на значке гласит: "Лациали! Вон из Рима!" Запоминается и слоган: "Федаин" – экшн Тим!" ("команда действия"), равно как и другой, более популярный: "Наша вера – это "Рома!"
Первой значительной формой организованного боления за "Рому" в столице Италии стала группировка тифози "Ромы" под названием "Коммандо Ультра Курва Зюд". Она появилась на свет в 1977 году. Ее сформировали представители мелких движений, зародившихся в начале 70-х и исчислявшихся двумя десятками членов каждое. К таковым относятся "Гверрильери делла Курва Зюд", "Пантере", "Бойз" (основан Антонио Бонджи, Ренато Файтеллой и Фаусто Хозой, избравшими для своей команды слоган "Ярость желто-красных"), "Фосса дей лупи". В 1991 году из "материнской" группировки отделилась команда, получившая название "Лупи" ("Волки"). Эти ребята в своей символике всячески обыгрывают ненависть к "Лацио", придумывая разнообразные рифмы со словами "Лацио", "ненависть", "волки". В 1992 году была основана группа "Бука Корпс", в 1994-м от ее название осталось лишь слово "Бука" ("Яма"). Тогда же появилась на свет "Бригата Браветта", выпустившая оригинальные красно-желтые шарфы с такими текстами "ФК "Брейвленд". "Рома! С тобой мы объездим весь мир!" В другой партии этих фанатских атрибутов обыгрывались цвета любимого клуба: "Желтый, как пиво! Красный, как вино! Какой напиток!"
В 1996 году из группы "Лупи" выделилось объединение "Оргольо Романо". С самого начала в нее вошли около 120 человек. Бесспорным кумиром этих ребят был и остается легендарный футболист "Ромы" Джузеппе Джаннини. В 1999 году была основана группа "Фронте Романо". На финише сезона-2001/02 бывшими членами команды "Бойз" основана группа "Ультрас Романи". О серьезности постановки дела в этой группировке говорит наличие в ее составе официального фотографа формирования Лучано Росси. В 2003 году увидело свет молодое образование "Джовинецца". В том же году заявила о себе группа "Бригата де Фальки". Названа в честь Антонио де Фальки – молодого болельщика, погибшего в 1989 году в Милане в результате агрессии фанатов "Милана". В последние два года появились новые группировки ультрас "Ромы". 28 января 2007 года дебютировала группа "Падрони ди каза", чуть позже "Рома Норд". Уже в нынешнем сезоне зародилось движение "Леджонари". Кроме того, "Рома" знаменита тем, что имеет множество мелких объединений болельщиков, а также зарубежных фан-клубов, которые регулярно делегируют своих представителей на римское дерби. Особой активностью выделяются ребята из Цюриха – "Рома клуб Дзуриго" под руководством Саверио Дьявелло. Группа основана 18 мая 2001 года, и вот уже несколько лет ее члены путешествуют за "Ромой" по всей Европе.
У болельщиков "Ромы" в ходу "Манифест", направленный против нравов современного футбола. В нем много пунктов, среди которых и такие: запретить переходы из клуба в клуб в течение одного сезона; не ограничивать футболистов в проявлении радости после забитого гола; нумерация на футболках – с 1-го по 11-й; на футболках не должно быть фамилий футболистов; лимит на легионеров; все матчи одного тура в одном турнире должны начинаться в одно и то же время; возвращение старого формата Кубка чемпионов, абсурдно, что клуб, никогда не владевший чемпионством у себя на родине, может выиграть современную Лигу чемпионов (например, "Парма"); запрет президенту одного клуба быть президентом или главным акционером другого, например, президент "Челси" Роман Абрамович имеет отношение к московскому ЦСКА.
Фанатские войны между тифози "Лацио" и "Ромы" вместили в себя много трагических событий. 28 октября 1979 года от сигнальной ракеты, выпущенной из сектора с членами "Командо Ультра Курва Зюд", погиб фанат "Лацио". После этого случая группировке-виновнице трагедии запретили вывешивать на стадионах свои баннеры. Потом санкции были сняты. На римском дерби ведется и ожесточенная баннерная война. Пример творчества "романисти": "Для вас – "Твин Пикс", для нас – слава!" В Италии сериал "Твин Пикс" демонстрировался по средам – в тот день, когда "Рома" играла в Кубке УЕФА, а "Лацио" был свободен от евровояжей. "Мы – истинные римляне!" – уверяет бело-голубой баннер с эмблемой "Лацио". В то же время недавняя смерть от рук полицейских известного фаната "Лацио" Габриэле Сандри объединила в ненависти к полиции даже столь непримиримых врагов, как "лациали" и "романисти". Содержание их баннеров в те дни было практически идентичным. Впрочем, кто бы ни первенствовал в баннерной войне, истинным победителем дерби окажется тот, кто выиграет в среду на футбольном поле. Компромиссам, как всегда во время этих матчей, на поле места не будет.